191015, Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 49
  1. Новости
  2. Новости
  3. Не нужно учить Россию строить ледоколы

Не нужно учить Россию строить ледоколы

Октябрь 5, 2023 Просмотров: 95

05.10.2023

С интервалом в неделю в Санкт-Петербурге прошли два крупных форума, тесно связанных с тематикой деятельности НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей». С 18 по 21 сентября на площадке КВЦ «Экспофорум» состоялась Международная выставка и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА 2023».

neva-23-1.jpg   neva-23-2.jpg

С 26 по 29 сентября в Многофункциональном комплексе Санкт-Петербургского горного университета работала Международная выставка и конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа «Offshore Marintec Russia» (OMR 2023). «НЕВЕ» в этом году для размещения экспозиции потребовалась площадь четырех больших павильонов, что само по себе говорит, во-первых, о высокой позитивной динамике в судостроении и смежных отраслях российской промышленности, а во-вторых, о растущей активности зарубежных компаний в этом сегменте нашей экономики. Последний фактор несет как очевидные плюсы, так и риски.

Такого рода рискам в значительной мере была посвящена дискуссия на круглом столе «Оптимальные методы испытаний материалов арктического назначения и разработка российских стандартов в этой сфере» 20 сентября. Сессия организована НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» совместно с ООО «НЕВА-Интернэшнл» при поддержке Комитета по делам Арктики правительства Санкт-Петербурга. 

Выступавший первым заместитель генерального директора НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» доктор технических наук А.В. Ильин начал с поучительной ретроспективы. В 2008 году на одном из международных форумов делегация «Прометея» инициировала профессиональный диалог с авторитетным классификационным обществом «Веритас» (Норвегия). Речь шла о возможной совместной работе над международными стандартами в области конструкционных судостроительных материалов, предназначенных для эксплуатации в Арктике. Наши ученые предметно пояснили, что российский опыт в данной сфере не имеет аналогов, и может стать основой для выработки международных норм. Норвежские коллеги поначалу живо заинтересовались, но уже на второй день работы форума прямо заявили, что им строго запрещено вести переговоры на эту тему с российскими специалистами. То есть даже на уровне руководства отдельной европейской организации, отнюдь не военной, уже тогда - 15 лет назад(!) - проводилась в жизнь политика изоляции России в рамках ее статуса «бензоколонки».

neva-23-3.jpg   neva-23-4.jpg

На круглом столе в «Экспофоруме» текущую ситуацию развернуто представил начальник сектора НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» доктор технических наук В.Ю. Филин. В конце своего выступления Владимир Юрьевич отметил рассогласованность внутренних структур стандартизации в нашей стране. И поскольку ситуация к лучшему почти не меняется, заявил о необходимости привлечения специалистов «Прометея» к созданию адекватной нормативной базы в поддержку российской системы качества корпусных сталей для Арктики.

neva-23-5.jpg   neva-23-6.jpg

Состояние дел в сварочной отрасли представители десятков организаций обсудили на 13-й Международной конференции «Инновационные сварочные технологии в судостроении, производстве морской техники и строительстве береговых объектов» (также, в рамках деловой программы «НЕВЫ 2023»). Председатель сессии заместитель генерального директора НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» доктор технических наук Алексей Витальевич Ильин отметил, в частности, успешную работу института в создании современных сварочных материалов и разработке сварочных технологий для российского судостроения. В заключительный день работы «НЕВЫ» начальник сектора НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» Эдуард Валерьевич Андерсон выступил на конференции «Доковое хозяйство России. Текущее состояние и перспективы», где обратил внимание участников на ряд проблем с аварийностью доков, вызванных слишком поверхностным отношением некоторых проектантов к выбору материалов для постройки таких объектов, эксплуатируемых, в том числе, в арктических условиях. Действительно огромная тема арктического материаловедения нашла свое продолжение в программе Международной выставки и конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа «Offshore Marintec Russia» (OMR 2023). Здесь, помимо экспертного участия, «Прометей» представил свои разработки на объединенном выставочном стенде Санкт-Петербурга.

neva-23-7.jpg

Одним из мероприятий деловой программы стал круглый стол «Флот для освоения континентального шельфа». Сессию вели два сопредседателя – советник исполнительного директора АО «ЦКБ «Лазурит» Е.М. Апполонов и заместитель генерального директора «Прометея» А.В. Ильин. Алексей Витальевич выступил и в качестве докладчика, развивая ключевые тезисы, представленные на «НЕВЕ». В частности, он отметил, что одной из ближайших перспектив для российского судостроения может стать существенное снижение металлоемкости корпусных конструкций за счет массового выпуска металлургическими предприятиями новых сталей с ультрамелкодисперсной структурой по технологии, разработанной «Прометеем». Такие стали неизбежно являются высокопрочными (с минимальным пределом текучести не ниже 400 MПа, при оптимальном пределе текучести в диапазоне 460-500 МПа). А требуемая для арктических условий хладостойкость может быть достигнута и для сталей с пределом текучести 690 МПа. Таков бесценный «подарок» российских ученых судостроителям. Алексей Витальевич заметил, что снижение толщины корпуса при использовании высокопрочных сталей потенциально ведет не к снижению, а к повышению эксплуатационной надежности, так как излишняя толщина приводит к существенному росту температуры хрупкого разрушения, к увеличению вероятности присутствия дефектов структуры и дефектов сварки. Кстати, трудоемкость сварочных работ с новой сталью заметно сокращается. Дело за малым – добиться выработки адекватных, научно обоснованных требований к сертификации и методикам испытаний материалов нового поколения. Для этого нужно отказаться от бессмысленной инерционной привязки к отсталым стандартам и правилам наших недобросовестных или прямо враждебных конкурентов. И если бывшие западные партнеры едва ли сами откажутся от взятой на себя менторской роли, то активный интерес к России со стороны «глобального Юга» (так явно заявивший о себе на выставках и конференциях сентября) открывает для нас возможность выработки альтернативных международных норм и регламентов (под эгидой ШОС или БРИКС). Это вполне реально, если иметь в виду, например, желание многих стран участвовать в эксплуатации Северного морского пути. Последнее, что нам нужно для успешной работы в арктических широтах, так это советы коллег из Мексиканского залива.