191015, Россия, Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 49
  1. Новости
  2. Новости
  3. Новый шаг в защите от коррозии

Новый шаг в защите от коррозии

Июнь 28, 2024 Просмотров: 851
Международная научно-практическая конференция “BALT TRIBO 2024” в этом году была посвящена 125-летию Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с докладом на юбилейном форуме выступил инженер  НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» Евгений Шарко.
Тема доклада – «Исследование физико-механических и триботехнических характеристик гибридных антифрикционных полимерных композиционных материалов». Соавторы: И. В. Блышко, Д. Д. Дворянцев, М. Ю. Соболев, А. С. Саргсян, И. В. Лишевич, А.В. Анисимов. Работа посвящена исследованию новых ПКМ, в ходе которого изучено влияние состава гибридных тканей на физико-механические свойства и триботехнические характеристики этих материалов. Показано, что новые гибридные ПКМ не уступают по характеристикам антифрикционным углепластикам и превосходит их по некоторым показателям.

Данные материалы найдут применение в высоконагруженных узлах трения судового машиностроения. Актуальная проблема заключается в том, что широко применяемые в судостроении антифрикционные углепластики имеют ряд ограничений на область применения в связи с наличием в составе углеродных волокон. Поскольку волокна обладают положительным электрическим потенциалом, а большинство металлов отрицательным, то в процессе контактного взаимодействия в морской воде углепластик выполняет роль катода, а металлическое контртело становится анодом. Таким образом, контактное воздействие углепластика и некоторых металлических контртел может приводить к коррозии последних. Эта проблема может быть решена за счет применения ПКМ, которые не содержат углеродных наполнителей и являются диэлектриками.

Докладчик представил участникам конференции подробный отчет о серии экспериментов, в ходе которых подтверждены необходимые эксплуатационные качества новых полимерных композиционных материалов, разработанных учеными «Прометея» в рамках государственного контракта «Композит-подшипник». Эти гибридные антифрикционные ПКМ на основе стеклянных волокон и волокон сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) не уступают углепластикам по триботехническим характеристикам. Гибридные ПКМ на основе стеклянных волокон с добавлением арамидной нити, полиоксадиазольных и СВМПЭ-волокон обладают высокими прочностными свойствами и не изменяют линейных размеров в результате водопоглощения. Электроизоляционные свойства материала делают его пассивным с точки зрения развития электрохимической коррозии. Что и являлось итоговой целью успешной разработки.