Новые знания предельно практической ценности
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 1151/НК от 28.11.2024 г. ученая степень доктора технических наук присуждена начальнику сектора НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» Ольге Васильевне Сыч.
Диссертация ученой посвящена созданию хладостойких судостроительных сталей с пределом текучести 355-750 МПа с гарантированной работоспособностью при низких температурах (с индексом «Arc») и технологий их производства.
В работе установлены взаимосвязи легирования, параметров структуры, механических свойств и характеристик работоспособности листового проката из низколегированных сталей после термомеханической обработки с ускоренным охлаждением и экономнолегированных сталей после закалки с прокатного и печного нагрева с последующим высокотемпературным отпуском.
Разработанные научно обоснованные концепции легирования сталей, в том числе с индексом «Arc», легли в основу химических составов для новой редакции ГОСТ Р 52927-2023 и нормативно-технической документации, одобренной Российским морским регистром судоходства. Новые химические составы защищены 6 патентами РФ.
Разработанные режимы термомеханической и термической обработки внесены в технологическую документацию на производство листового проката из низко- и экономнолегированных сталей для Арктики, которая внедрена на ведущих металлургических предприятиях (ПАО «ММК», ПАО «Северсталь», ООО «ОМЗ-Спецсталь» (в настоящее время - Филиал АО «АЭМ-технологии» «АЭМ-Спецсталь»). Важным итогом работы стало внедрение промышленных технологий производства толстолистового проката из низкоуглеродистых хладостойких судостроительных сталей арктического применения с гарантированным пределом текучести 355-750 МПа.
Актуальность полученных результатов определяется растущими потребностями в новых видах специализированной морской техники: ледоколах и судах ледового плавания, атомных плавучих энергоблоках, ледостойких морских стационарных и самодвижущихся платформах, морских ледостойких терминалах. Всего, что может обеспечить масштабное эффективное и экологически безопасное освоение месторождений арктического шельфа и развитие Северного морского пути.