Новые материалы приобретают известность
Инженер НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» Евгений Шарко выступил на прошедшей 21-22 ноября в Санкт-Петербурге 3-ей Научно-технической конференции «Новые технологии в судостроении» (НТС-2024).
Доклад нашего специалиста «Исследование физико-механических и триботехнических характеристик нового гибридного антифрикционного полимерного композиционного материала» (соавторы: Анисимов А.В., Лишевич И.В., Саргсян А.С., Блышко И.В.,Соболев М.Ю., Дворянцев Д.Д.) детально представил ход и результаты проведенного исследования новых ПКМ с точки зрения влияния состава гибридных тканей на физико-механические свойства и триботехнические характеристики получаемых материалов. Показано, что новые, созданные в «Прометее», гибридные антифрикционные материалы не уступают по характеристикам антифрикционным углепластикам и превосходят их по некоторым показателям. Речь идет о характеристиках, критически важных для производимых из ПКМ высоконагруженных узлов трения судового машиностроения. Широко применяемые в судостроении антифрикционные углепластики имеют ряд ограничений к применению в связи с наличием в составе углеродных волокон. В силу того, что углеродные волокна обладают положительным электрическим потенциалом, а большинство металлов отрицательным, то в процессе контактного взаимодействия в морской воде углепластик выполняет роль катода, а металлическое контртело является анодом. Таким образом, контактное взаимодействие углепластика и некоторых металлических контртел может приводить к коррозии последних. Именно эта весьма чувствительная проблема может быть решена за счет применения новых ПКМ, которые не содержат углеродных наполнителей и являются диэлектриками. Для обеспечения необходимого уровня механических и триботехнических характеристик, в качестве армирующих материалов в новых композитах были использованы ткани, состоящие из нитей различной природы. В результате созданы ПКМ, способные работать при высоких контактных давлениях, не вызывая ускоренного изнашивания полимерной матрицы и армирующих материалов, а также поверхности металлического контртела. Кроме того, исследования электроизоляционных свойств гибридных композитов установили, что все они обладают электроизоляционными свойствами, которые на несколько порядков превосходят свойства углепластика. Диэлектрические свойства антифрикционных ПКМ расширяют область применения подшипников скольжения и исключают причину возникновения контактной коррозии в области трибоконтакта.