Из лаборатории – в цех
Доклад «Лазерная наплавка порошков винтовых сталей как метод восстановления и создания деталей в судостроении и в судоремонте» прозвучал на секции «Возможности импортозамещения в судостроении и в судоремонте».
Классичекое производство деталей судового машиностроения сложной формы сопряжено с большим количеством дорогостоящих технологических операций. Детали изготавливаются из проката, поковок и отливок с применением механической обработки, при которой из заготовки вытачивается и высверливается более 50% металла, иногда весьма не дешового, а также сварки. Заметно повысить коэффициент использования металла и сократить сроки изготовления деталей возможно при использовании аддитивных технологий.
Реализуя этот замысел, в «Прометее» из нержавеющих сталей марок 08Х14НДЛ и 06Х15Н4ДМЛ мартенситного класса методом газовой атомизации получены порошки, применимые для наплавки. Выбраны оптимальные режимы сплавления каждой марки стали с целью изготовления в дальнейшем судовых гребных винтов по аддитивной технологии наплавки, для чего выполнен комплекс исследований механических свойств и структуры полученных образцов. На основе анализа взаимосвязи термической обработки со структурой и твердостью образцов сталей 08Х14НДЛ и 06Х15Н4ДМЛ установлено, что при выбранных режимах гомогенизирующего отжига и двукратного отпуска обе стали имеют структуру, преимущественно состоящую из отпущенного мартенсита. Остаточный аустенит не обнаружен.
Исследования имеют хорошие промышленные перспективы. Выбранный оптимальный набор режимов уже в 2024 году будет внедрен в технологию, применяемую на АО «ЦС «Звездочка».