Сайты предприятия  ▼

x
Виртуальный музей истории института

История института, галерея фотографий, виртуальная панорама музея

Сайт ЦКП института

Сайт центра коллективного пользования уникальным оборудованием "Состав структура и свойства конструкционных и функциональных материалов" ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

Сайт по конструкционным наноматериалам и нанотехнологиям

Конструкционные наноматериаллы и нанотехнологии ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

 
Новости

 

 

С Днем судостроителя!

 

 

30.10.2018

 

С Днем судостроителя 2018. Коллектив НИЦ «Курчатовский институт» - «ЦНИИ КМ "Прометей» Уважаемые друзья, коллеги, партнеры, примите искренние поздравления с нашим молодым, но заслуженным профессиональным праздником – Днем Судостроителя!

 

30 октября 1696 года Боярская Дума утвердила приказ Петра Первого «Морским судам быть». Создание флота дало мощный толчок торговле, дипломатическим отношениям и укрепило военную мощь государства.

 

Сегодня неотъемлемый вклад в развитие судостроительной промышленности России вносят коллективы производственных, научных и учебных организаций, также играющие важнейшую роль и в поддержании достойного уровня нашей страны на мировом уровне - именно в России построены многие уникальные суда и объекты морской техники.

 

С особой радостью и гордостью поздравляем трудовые коллективы верфей, конструкторских организаций, профильных учебных заведений, а также членов семей корабелов и ветеранов судостроения с профессиональным праздником – Днем судостроителя!

 

 

Коллектив НИЦ «Курчатовский институт» - «ЦНИИ КМ "Прометей»

 

 

--------------

 

Роль "Прометея" в развитии судостроительной промышленности России

 

Более полувека деятельность НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» неразрывно связана с судостроением.

 

В 1947 году в стране создается Министерство судостроительной промышленности. Постановлением Правительства от 17 июня 1947 г. ЦНИИ-48 (так тогда назывался «Прометей») переводится в это Министерство и назначается головным по разработке и созданию конструкционных материалов для судостроения. На повестке дня — строительство цельносварных надводных кораблей принципиально новых классов на основе использования последних технологий. ЦНИИ-48 был первым, кто при выполнении корпусных работ вместо механических соединений применил технологии сварки.

 

В конце 40-х начале 50-х годов ситуация складывалась таким образом, что для обеспечения обороноспособности нашей страны необходимо было строить атомные подводные лодки. 9 сентября 1952 года И. В. Сталин подписывает Постановление о строительстве первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». Институту было поручено создать в короткие сроки высокопрочную свариваемую сталь с пределом текучести 60 кгс/мм². (В США на первой АПЛ была использована сталь с пределом текучести 45 кгс/мм²). В результате была создана знаменитая сталь АК-25.

 

Как результат, разработанные институтом материалы и технологии позволили обеспечить строительство в стране современного Военно-Морского Флота и большого числа гражданских судов различных типов, классов и назначений (ледоколы, танкеры, балкеры, паромы, суда на подводных крыльях и др.).

 

С началом развития атомной энергетики институт с 1953 года приступил к разработке высоко радиационно-стойких сталей, а также комплекса металлургических и сварочных технологий, обеспечивающих создание корабельных атомных энергетических установок. Результатом творческого союза института с КБ, судостроительными и другими предприятиями стало строительство атомного ледокола «Ленин» – первого в мире надводного судна с атомной энергетической установкой.

 

В середине 50-х годов институт начинает работы по созданию морских высокопрочных титановых сплавов, инициировав применение титана при строительстве корпусных конструкций АПЛ проекта 661. Сегодня специалистами института созданы высокопрочные свариваемые титановые сплавы для корпусов подводных лодок, обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов, насосов и бортовых трубопроводов, для подводных крыльев судов, гребных винтов валопроводов, систем водозабора быстроходных судов.

 

В этот же период в стране возникла необходимость создания для ВМФ скоростных кораблей с динамическими принципами поддержания (ДПП), и практически одновременно с развитием титанового направления начались работы по созданию морских свариваемых коррозионностойких алюминиевых сплавов. В конце 50-х годов был создан первый морской коррозионно-стойкий деформируемый сплав АМг61 (1561). Одновременно был успешно решен комплекс вопросов по сварке алюминиевых конструкционных сплавов, была разработана технология получения из них крупногабаритных полуфабрикатов — панелей, листов, труб, профилей. Всего из разработанных институтом алюминиевых сплавов было построено более 8000 судов и кораблей с ДПП — от прогулочных судов на подводных крыльях «Комета» и «Метеор», предназначенных для перевозок туристов, до самого большого в мире корабля на воздушной подушке типа «Зубр», водоизмещением 555 тонн.

 

В середине 70-х годов институт приступил к работам, а в 1978 году был определен головной организацией по разработке и внедрению в отрасли композиционных материалов на алюминиевой основе, что дало возможность перейти к освоению новых типов полуфабрикатов и строительству судов повышенного водоизмещения и судов-газовозов.

 

Одной из основных задач судостроения является снижение материалоемкости конструкций и изделий при одновременном повышении ресурса работы и надежности. Решению этой задачи способствовали работы по созданию неметаллических, в том числе полимерных композиционных материалов (ПКМ). В максимальной степени реализуя в научных разработках присущие этим материалам характеристики: высокую удельную прочность, химическую и коррозионную стойкость, способность эффективно гасить вибрации и вызываемые ими шумы, малую теплопроводность и т.п. специалисты «Прометея» способствовали развитию и техническому совершенствованию современного военно-морского и гражданского флотов России, различных объектов морской техники.

 

Особое место среди работ института в области неметаллических материалов занимают полимерные композиты для узлов трения. Прекрасные триботехнические свойства показал разработанный эпоксидный углепластик УГЭТ, работающий на водяной смазке. Длительные стендовые испытания подтвердили, что этот материал незаменим для тяжелонагруженных низкоскоростных судовых подшипников и в узлах трения гидротурбин. Повышение скорости работы подшипников привело к необходимости замены матрицы полимерного композита с эпоксидной на фенольную, таким образом появился новый фенольный углепластик марки ФУТ. За последнее десятилетие оба углепластика получили большое распространение. Подшипники из углепластика УГЭТ успешно эксплуатируются на подводных и надводных кораблях, пассажирских скоростных судах и паромах, в узлах трения 50 гидростанций во многих странах мира. Широкое распространение в судостроении, гидротурбиностроении и насосостроении находит и углепластик ФУТ.

 

С 1986 года в институте получило развитие и направление по разработке средств и систем защиты от коррозии морской техники. С этого времени институт является единственным в РФ разработчиком средств и систем электрохимической протекторной и катодной защиты от коррозионных и коррозионно-механических повреждений корпусов кораблей и судов всех типов, классов и назначений, морских буровых платформ для нефтегазодобычи на морском шельфе РФ, в т.ч. в арктических районах. Так системы катодной защиты установлены на атомном ледоколе «50 лет Победы», МЛСП «Приразломная», кораблях типа «Молния» и многих других.

 

Современные научные разработки НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» обеспечивают создание «прорывных технологий», определяющих лидирующие позиции института и российской судостроительной отрасли в области конструкционных материалов для изготовления морских конструкций.

 

Специалистами Института совместно со специалистами ЦНИИ Чермет им. И.П. Бардина, ИМЕТ РАН им. А.А. Байкова, Санкт-Петербургского политехнического университета и др. в рамках важнейших инновационных проектов государственного значения разработана и освоена в производстве новая серия сталей с элементами наноструктуры для конструкций, работающих в экстремальных условиях Арктики. В первую очередь крупнейшим объектом внедрения новых марок сталей стала морская ледостойкая платформа для эксплуатации на нефтяном месторождении «Приразломное» в Печорском море, металлоемкость которой составляет более 75 тыс. тонн. Вторым крупным объектом внедрения новых сталей явилось проектирование и строительство самоподъемной плавучей платформы «Арктическая», уникальность которой состоит в обеспечении разведывательных буровых работ в самых суровых условиях Арктики.

 

В 90-х институтом был сделан акцент на создание и внедрение конструкционных материалов для освоения Арктики. Благодаря разработкам ученых «Прометея» и значительным техническим преобразованиям, произошедшим в металлургической промышленности за последние 15 лет, было обеспечено существенное совершенствование имеющихся сталей, созданы альтернативные более экономичные стали, освоены технологии их производства, позволяющие существенно регулировать качество листового проката.

 

Из разработанных хладостойких сталей построены морская ледостойкая платформа «Приразломная», буровая платформа «Арктическая», причал Варандейского месторождения, современные атомные и дизельные ледоколы и др.

 

Разработанные предприятием хладостойкие стали позволили начать промышленное изготовление труб большого диаметра для магистральных трубопроводов с высокими параметрами, отвечающими жестким требованиям перспективных проектов ПАО «Газпром» и ПАО «Транснефть». Эти стали применены при строительстве газопровода «Бованенково - Ухта».

 

Освоение Арктики не стоит на месте. Для новых проектов ученые и специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» предлагают широкий спектр современных металлических и неметаллических материалов, методы и системы их защиты.

 

Большую работу институт выполняет по научно-техническому сопровождению строительства и модернизации конструкций кораблестроения на судостроительных предприятиях страны. НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» в тесном сотрудничестве с металлургическими предприятиями – ПАО «Объединенные машиностроительные заводы», ООО «ОМЗ-Спецсталь», ПАО «Северсталь» и др., с судостроительными заводами - АО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», ОАО Судостроительный завод "Северная верфь", АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», и конструкторскими бюро - ОАО Центральное конструкторской бюро морской техники "Рубин", АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», АО «Северное Проектно-Конструкторское Бюро» обеспечивает своими материалами успешное развитие судостроительной и металлургической отраслей, что обеспечивает высокий престиж и конкурентоспособность российского судостроения на мировом рынке.

 

Благодаря своему научно-техническому потенциалу и тесному взаимодействию с вузами и академическими институтами, а также с промышленными предприятиями, в настоящее время НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей» является ведущим межотраслевым материаловедческим центром по созданию конструкционных материалов и технологий для специального кораблестроения, гражданского судостроения, объектов морской техники, в том числе для добычи углеводородов на полярном шельфе России; атомной, водородной и альтернативной энергетики; строительной индустрии; прецизионного приборо- и машиностроения; химической промышленности; промышленной экологии, медицины и агропромышленного комплекса.

 

В настоящее время институтом решается новая крупномасштабная задача по разработке и созданию новых материалов для судов и морской техники.