Сайты предприятия  ▼

x
Виртуальный музей истории института

История института, галерея фотографий, виртуальная панорама музея

Сайт ЦКП института

Сайт центра коллективного пользования уникальным оборудованием "Состав структура и свойства конструкционных и функциональных материалов" ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

Сайт по конструкционным наноматериалам и нанотехнологиям

Конструкционные наноматериаллы и нанотехнологии ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей"

 
Новости

 

 

«Прометей» держит курс на Арктику

 

15 ноября 2018 года в Москве в рамках Недели металлов состоялась 17-я научно-техническая конференция «Новые перспективные материалы, оборудование и технологии для их получения», в работе которой приняла участие заместитель начальника научно-производственного комплекса «Корпусные стали и наноматериалы» Хлусова Елена Игоревна. Представив на конференции доклад «Адаптивные технологии производства высоконадежных хладостойких сталей», автор еще раз показала, что НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» является ведущим материаловедческим предприятием страны, создающим материалы, работающие в самых различных условиях эксплуатации.

 

 

Материалы и технологии для Арктики

В настоящее время одной из приоритетных задач развития топливно- энергетического комплекса России является разработка шельфа арктических и дальневосточных морей, что, в свою очередь, требует разработки и освоения производства новых высокоэффективных конструкционных материалов, необходимых для строительства современной техники, работающей в крайне тяжелых условиях эксплуатации.

 

Хладостойкими материалами для судостроения НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» начал заниматься еще в 50-х годах прошлого века, а на сегодняшний день крупнейшими объектами внедрения новых хладостойких сталей института стали: морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» (применялась хладостойкая сталь марок E36W, E40W, F40W в толщинах от 15 до 45 мм), самоподъемная плавучая буровая платформа «Арктическая» (для основных ее узлов, работающих при температурах минус 40 - минус 50°С была использована российская сталь марок D500W, E500W, F500W толщиной от 20 до 50 мм), многофункциональные платформы типа «MossMaritime» (использованы новые стали марок F36W и E36W по заказу Норвегии.

 

 

СПБУ «Арктическая». Поставлено ≅36,5 тыс.тонн новых марок стали

 

 

 МЛСП «Приразломная». Поставлено ≅ 75 тыс. тонн новых марок стали

 

 

Серия многоцелевых платформ MOSS MARITIME CS II MK550. Поставлено ≅ 18 тыс. тонн новых марок стали

 

 

 Разработанные предприятием хладостойкие стали позволили начать промышленное изготовление труб большого диаметра для магистральных трубопроводов с высокими параметрами, отвечающими жестким требованиям перспективных проектов ПАО «Газпром» и ПАО «Транснефть». Эти стали применены при строительстве газопровода «Бованенково - Ухта».

 

Освоение Арктики не стоит на месте, поэтому ученые НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» постоянно разрабатывают и внедряют в промышленность современные материалы, обеспечивающие новые высокие требования к качеству сталей и их высокую эксплуатационной надежность. Сегодня в стенах предприятия создается «Arc» сталь, сочетающая подчас взаимоисключающие свойства — высокую прочность, пластичность, стойкость к коррозии, сопротивляемость динамическим воздействиям ледовых полей и ветро-волновым нагрузкам.

 

Обеспечение круглогодичного функционирования Северного Морского пути для крупнотоннажных судов требует создания мощных атомных ледоколов нового поколения. Созданием высокопрочных материалов для атомного энергетического оборудование институт начал заниматься в середине 50-х годов прошлого века. За более чем полвека этими материалами было обеспечено строительство всех атомных ледоколов России. К настоящему моменту завершены работы по серийному производству крупногабаритных заготовок реакторов РИТМ-200 для ледоколов «Сибирь», «Урал», «Арктика», начаты работы по созданию усовершенствованной реакторной установки РИТМ-400 для атомного ледокола «Лидер» для круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути.

 

 

Высокопрочная сталь марки 38ХН3МФА с КТ 80 для гребных валов атомного ледокола проекта 22220

 

 

Для освоения нефтегазовых месторождений континентального шельфа России весьма перспективно и экономически выгодно использовать оборудование из сплавов на основе титана.

 

 

ТИТАНОВЫЕ СПЛАВЫ ОФФШОРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

 

  • Бурильные райзеры и трубопроводы для транспортировки продуктов добычи.

  • Насосы и системы забортной (морской), питьевой, буровой и попутной воды.

  • Трубопроводы различного назначения.

  • Системы пожаротушения.

  • Емкости и резервуары, включая системы балластной и пожарной воды.

  • Теплообменное оборудование.

  • Сосуды высокого давления и др.

Несмотря на их высокую стоимость, уникальные свойства разработанных НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» титановых сплавов и многолетний опыт их эксплуатации в судостроении могут дать положительные результаты для различного оборудования оффшорной техники. Применение титановых сплавов для деталей узлов и оборудования морских сооружений по добыче углеводородов позволит повысить ресурс эксплуатации оборудования, в ряде случаев до полного срока эксплуатации месторождения, повысить надежность оборудования, снизить эксплуатационные расходы на обслуживание и ремонт, снизить массу оборудования на платформе и повысить экологическую безопасность.

 

Учеными и специалистами НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» разработан широкий спектр современных металлических и неметаллических материалов, полностью соответствующих высоким требованиям, предъявляемым к шельфовым конструкциям. Разработки института позволяют обеспечить конструкторов различных направлений высокотехнологичными и наукоемкими материалами при строительстве новых технических средств освоения шельфа России.

 

В декабре 2019 года НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» планирует проведение 2-ой Международной конференции «Материалы и технологии для Арктики». Целью конференции станет консолидация усилий ведущих российских и иностранных предприятий по созданию новых материалов и морской техники для освоения Арктики.